На первом этаже музея, как и ранее, открыты временная микроэкспозиция плюс зал со статУями. Фрески же разместились на втором этаже. Декорировал зал по-взрослому: мраморные полы, толстые стеклянные щиты для защиты фресок. Внушает. Скамейки тоже имеются. Вот, например, мой сын. Минойское искусство ему вообще никак. А если на скамеечке, да с телефоном в руках - то можно и потерпеть, пока родители рассматривают что-то непонятное за стеклом.
Пройдёмся по экспонатам. Эту фреску я называю "Райская птица".
А эти фрески были найдены в поместье лилий. Есть такое место рядом с пляжем близ Ираклеона.
Пояснения на английском тоже имеются
Фреска "Виночерпий".
А вот и его товарищи.
Фреска со щитами, из Кноссоса, как и многое другое. Считается образцом позднеминойского творчества. В лучшие времена минойцы не были воинственны, через это и рисовали в основном природу да сцены из мирной жизни. Военная атрибутика, судя по всему, заказ более поздних захватчиков и хозяев Кноссоса.
Зарисовки из мирной жизни были более свойственны минойскому искусству.
А этот осколок фрески был найден в на раскопках древнем Тилиссосе. Для меня артефакт интересен вдвойне потому, что Тилиссос мы посетили пару дней назад.
А здесь фантазия реставраторов пока пасует перед загадочными черепками.
Знаменитый Принц с лилиями
Не менее знаменитый Бык. Артур Эванс считал, что эта фреска оставалась невредимой долгое время после разрушения Кноссоса, тем самым служа предпосылкой создания мифа о Минотавре.
Роспись Голубых дам из Кноссоса.
Фреска с дельфинами из мегарона царицы.
Знаменитая роспись с куропатками.
Роспись с обезьянками, поздний вариант.
Роспись с обезьянками, ранний вариант. Эванс дал маху решив, что на фреске изображены мальчики.
Подытожим. Очень, очень интересная экспозиция. Выставлено практически всё, что вы могли ранее видеть только в книгах и путеводителях, и даже больше. У меня своё отношение к минойским фрескам. Несомненно, это шедевры мирового искусства. Но несомненно и то, что в наше время мы наблюдаем их в интерпретации Эванса и реставраторов. Внимательный посетитель заметит, что от большинства фресок остались лишь мелкие разрозненные детали. В общую картину они были сложены реставраторами. Снимая шляпу перед их воображением и фантазией, не могу не заметить, что по большей части мы наблюдаем полёт фантазии реставраторов "по мотивам" минойских произведений.
Второй спорный вопрос - стоило ли вывозить артефакты с места находок? Осколки фресок Тилиссоса гораздо органичнее смотрелись бы в самом Тилиссосе. Фрески из Кноссоса могли бы быть отреставрированы на месте, в дворце Миноса. Понимаю, что большую роль играют вопросы охраны и сохранности артефактов, возможность ознакомиться со всем богатством минойской культуры в одном месте. Но - насколько обеднели Кноссос, Тилиссос и другие древние развалины, лишившись своих самых значимых частей?
Комментариев нет:
Отправить комментарий