понедельник, 6 сентября 2010 г.

Crete'10, День 4. Дорога к озеру Курна.

Как известно из Интернета, всё самое интересное на Крите находится западе. Тут тебе и Ханья -Критская Венеция, фотогеничная и труднодоступная бухта Балос, розовые пески Элафонисси, величественное Курталийское ущелье, великолепное озеро Курнас (или всё же Курна?)... В общем, все красоты Крита сконцентрированы в западной его части. Признаться, покупая весной путёвку, я не был подкован географическими сведениями об острове. Разузнав же подробности, слегка взгрустнул: и угораздило же меня поехать в Херс, где и смотреть-то нечего. Однако, арендованное вовремя транспортное средство вселяло надежды.

Сутра выдвинулись на запад. На всякий случай, кинули в багажник палатку - а вдруг пригодится? Настроение - боевое, чёткий план отсутствовал. Было решено доехать до местечка с говорящим именем Бали, охладиться в море, а потом - как получится. Хотелось, чтобы получилось до озера Курнас. Но загадывать наперёд не хотелось. Посёлок Бали располагается аккурат посередине между Херсом и озером Курнас. Ехать до него где-то километров 80, учитывая гористую местность, по времени выходило часа полтора.

Интуиция меня не подвела, через полтора часа езды мы нашли указатель на Бали, съехали с трассы на узкую "просёлочную" дорогу и поехали вниз, к морю. Дорога нас вывела песчаному берегу на окраине посёлка. Запарковались на обширной парковке рядом с высокой изгородью. За изгородью степенно прохаживались козы. Одна из них отделилась от общей группы, подошла к забору и лёгким прыжком перескочила через преграду. Я слегка забеспокоился за целость нашего автомобиля. А ну как козы решат поиграть в салочки прямо на капоте? Я на всякий случай шуганул коз, пасущихся в непосредственной близости от болида, и отправился на пляж.

Пляж находится прямо рядом с парковкой. В воду уходит каменистая насыпь, которая отделяет дикую часть пляжа от цивильной. На диком половине было запарковано несколько внушительных автомобильных трэйлеров. Видать, местные тоже любят отдохнуть дикарями. В воде никого не было. Я нацепил маску и отправился исправлять это досадное упущение. Оказалось, что морское дно в этой части пляжа представляет собой винегрет из острых обломков скал и внушительных морских ежей. И больше - ни живой души. Нырять здесь было вовсе неинтересно.

Цивильная часть пляжа более подходит для степенного отдыха. Пляж песочный, морское дно - тоже, а значит встреча с морскими ежами вам не грозит. Пока Антоха с упоением строил песочные замки, а супруга принимала солнечные ванны, отправился побродить по Балийскому променаду. Всё как полагается, сплошные таверны, бары, рестораны. От скуки поупражнялся в чтении меню на греческом языке. Вернувшись на пляж, с тоской в голосе поинтересовался у супруги: ну и как Вам Бали? Скучно - согласилась она, - хотя Антоха, похоже, доволен. Солнце, тёплое море, тонны песка - ну и что ещё надо для детского счастья?

Даже сейчас, пересматривая фотографии, не испытываю никаких эмоций по поводу этого места. Обычный унылый курортный посёлок, где туристов в 10 раз больше, чем местных. И смотреть здесь совсем нечего. Вот только с названием ему повезло.

Изучая карту, обнаружил, что недалеко от Бали находится пещера Мелидони. Поскольку с пещерой Зевса у нас как-то не срослось, решили заехать в Мелидони. Докладаю. Пещера находится далеко от моря, посреди оливковых рощ, в горах. Мы с трудом обнаружили указатель на Мелидони, и вот почему. Пещера располагается к югу от дороги, поэтому все указатели проставлены с другой стороны шоссе, они были нам просто не видны. Видимо, на Крите не принято разворачиваться прямо на шоссе. Мы, однако же, развернулись, несмотря на протестующе клаксонящих других участников движения, и без особых проблем доехали до Мелидони.

Достопримечательность, как мы и ожидали, была огорожена изгородью, за которой располагался уютный барчик, небольшая часовенка и стол билетёра. Прейскурант на столе гласил, что вход в пещеру стоит 3 Евро. Билетёр отсутствовал. В ожидании билетёра мы погуляли по внутреннему дворику. Заглянули в часовню. Ни души. Но вот из бара вышел невысокий грек и прогулочной походкой направился к столику. Выражение его лица гласило: у каждого должен быть час для кофе. Грек взял с нас 6 евро, вручил брошюру об истории пещеры и напутствовал словами: Будьте осторожны, там скользко!

Вход в пещеру представлял собой узкую дырку в скале. Мы с осторожностью вошли внутрь. Внутре было прохладно и темно. Пещера уходила глубоко вниз на несколько десятков метров. Вниз вели аккуратные, но скользкие ступеньки. Пещера явно была обитаема. Самих жителей я не обнаружил, но кучи помёта на ступеньках выдавали их с головой. Мы аккуратно спустились. Только оказавшись на дне пещеры возможно было оценить её гигантские размеры. Высота её с многоэтажный дом, потолок чем-то напоминает своды готических храмов. Огромные сосульки сталактитов угрожающе нависают над посетителями; многие из них явно обломаны. Надеюсь, что перед тем, как запускать туристов в пещеру, потолок обследовала группа скалолазов и убрала наиболее опасные "сосульки". Пещера освещается мощными прожекторами, но и их свет не добивает до самых дальних закоулков. Судя по карте, мы находились в главном зале пещеры; существует ещё несколько залов, которые соединяются с главным узкими проходами, однако посетителей туда пока не пускают.

В середине главного зала стоит что-то вроде белого склепа с крестом. Перед ним лежат живые цветы. Этот простой памятник - память о жертвах борьбы критян за независимость. Как известно, греки, находясь под властью турков, постоянно устраивали восстания против захватчиков. Турки подавляли их, зачастую с большой жестокостью. Во время очередного восстания от гнева турков в пещере укрылось более 300 человек, в большинстве своём мирные жители. Турки однако их обнаружили, замуровали пещеру и пустили в неё дым. Так Мелидони стала братской могилой. И лозунг "никто не забыт, ничто не забыто" здесь актуален.

Далее наш путь лежал к озеру Курна. Единственное крупное озеро на острове, оно пленило меня ещё в Эстонии, когда я рассматривал фотографии Крита в интернете. Бирюзовая гладь воды в обрамлении горных кряжей, красавцы - гуси, безбоязненно разгуливающие по берегу, неуловимые черепахи, по слухам обитающие в водных глубинах... дремлющий во мне юнный натуралист настойчиво требовал посетить это природное чудо.

Мы вновь выкатили на основное шоссе и продолжили свой путь на запад. На карте озеро отсутствовало, однако из отзывов в сети я знал, что оно находится где-то рядом с Георгиопулосом. Оставив позади себя Ретимно, очередной крупный Критский город, мы сбросили скорость и стали внимательно следить за указателями. Я наивно полагал, что найти Курна по указателям не составит труда. Однако мы отъехали от Георгиопулоса уже километров 10, а указателя не встретили. Мы развернулись и поехали обратно - а ну как указатель находится на противоположной стороне дороги? Мы снизили скорость до 40, я вглядывался в окрестные заросли, но никаких намёков на указатель мы так и не обнаружили. Неуловимое озеро так и осталось бы моей несбывшейся мечтой, если бы не настойчивость Марины. Она упрямо свернула на Георгиопулос, и уже через пару километров - о, чудо! обнаружился съезд на просёлочную дорогу с указателем "Озеро Курнас". Мы с ликованием двинулись к озеру.

На берегу водоёма стоит деревня с тем же названием. Запарковались под вывеской "бесплатная парковка" (милая греческая черта, подавляющее большинство парковок - бесплатные) . Мы уже изрядно проголодались, даже мой внутренний "юный натуралист" был готов отложить исследование озера на "послеобеда". Прямо рядом с берегом ношлось несколько таверн, а выбор оказалось сделать очень легко, первая же повстречавшаяся таверна подошла нам по всем критериям. Она располагалась прямо на берегу, обладала таким неоспоримым преимуществом, как детская площадка (любой родитель меня поймёт), а на входе большими буквами было написано: Мы говорим по-русски.

Мы устроились за столиком под сенью крон шелковицы, Антоха направился к площадке с песочницей. Я мысленно поблагодарил прозорливого владельца таверны за то, что он позаботился о том, чем занять детей, пока родители наслаждаются трапезой. Подошёл официант и принял наш заказ, действительно на вполне приличном русском языке:
- Молочный коктейль для Антона; ради коктейля от даже на некоторое время перестал демонтировать детский домик рядом с песочницей и присоединился к нам.
- Сувлаки арни, по-нашему шашлык из баранины
- Мелидзана салата, салат из баклажанов, давно хотелось попробовать
- Дзадзыки, просто отличная закуска из йогурта, огурцов и чеснока
- Папутсакия, в переводе - ботиночки. Блюдо из баклажанов, фарша и сыра, очень напоминает мусаку
- Йогурт с мёдом для мамы и сына. Удивиленьно вкусная и питательная смесь из местного кислого йогурта и сладчайшего мёда
- Пиво Альфа для папы.

Заказ был выполнен на удивление быстро, ждать пришлось не более получаса. Да и ожидание в таком романтичном месте доставляло удовольствие. Над столиками нависала густая живая крыша из шелковицы, рядом плескались волны красивейшего озера, а за оградой таверны неторопливо текла сельская жизнь. Время от времени на территорию таверны заглядывали любопытные куры, однако дисциплина у них брала вверх над любопытством, внутрь они не заходили. Одним словом - деревенская идиллия, очень приятно было отобедать в таком спокойном и живописном месте.

Озеро взаправду очень красивое. Берега его поросли густым кустарником. Листья этих кустов имеют характерную розетку из 5 "лепестков"; я ажно поначалу опешил - уж не конопля ли это? Однако, характерных типов растаманской наружности в окрестностях замечено не было, и я отбросил всякие подозрения. Нацепил маску и отправился в воду. Вода была освежающе прохладной. Я поплавал по акватории озера, но ничего, заслуживающего внимания, не нашёл. Скучное дно, песчаные барханы под водой, лишь изредка встречались рыбёшки в палец длинной. Кроме того, озеро оказалось очень мелким, вода едва доходила мне до груди. Я решил добраться до более серьёзных глубин и поплыл "в открытое море", туда, где вода меняла свой цвет со светло-голубого на тёмно-зелёный. Уж там-то точно будет на что посмотреть. Я усердно грёб около получаса, однако до глубин так и не добрался. Плюнув в прямом и переносном смысле на недостижимые глубины и их обитателей, я перевернулся на спину и расслабился. А вокруг - тишина. Лишь где-то вдали звенели бубенцы, как будто на критские земли каким-то чудом занесло русскую тройку. Я огляделся и заметил вдали на склоне гор шевелящуюся массу. Просто овечья отара на выпасе, загадка русской тройки разрешилась сама собой. Я неспешно погрёб к берегу, лениво осматривая пустынное дно. Впереди замаячило якрое пятно, оказавшееся пустой банкой из под пива. Я захватил этот трофей с собой на берег, он явно был чужим в этом безжизненном царстве песка.

А на берегу Антоха знакомился с гусями. Местные гуси патрулируют окрестности и за небольшую мзду в виде хлеба и печенья разрешают отдыхающим с собой пообщаться. Мзды у Антона не было, однако пообщаться с гусями очень хотелось. Хитрые водоплавающие же без мзды к себе близко не подпускали. В конце концов Антоха нашёл безпроигрышный вариант. "Папа, обними гусика!" - приказал он мне. А я, хоть и юный натуралист, но с незнакомыми гусями обниматься как-то не люблю. Тем более, если их, этих гусей, целая банда. И ведут они себя как Дартаньяны, один за всех и все за одного, одного обнимешь - остальные запинают до потери пульса. "Нет, Антоша, гусик не хочет, чтобы его обнимали" - смалодушничал я.

Передохнув после купания, отправились исследовать окрестности. Оказалось, что если отойти от пляжа всторону и углубиться в коноплеподобные заросли, то откроется более дикая сторона озера. Дно озера здесь заросло густыми водорослями, и именно тут мы заметили несколько черепах, которых никогда и никто из туристов не может обнаружить. Ибо искали не в том месте, подытожили мы.

Покидая гостеприимное озеро, мы наткнулись на стенд с информацией о водоёме. Оказалось, что озеро и его окрестности - заповедная, охраняемая зона, здесь гнездятся редкие виды птиц и произростают исчезающтие растения. Ещё тут же была приведена местная легенда о несчастной любви и смерти в глубинах озера. Легенда мне не очень понравилась, ибо совсем не оригинально, у каждого водоёма есть похожая легенда. А ещё я подумал, что герой легенды был очень упрямым, ибо надо очень постараться, чтобы добраться до достаточной глубины и утопиться в озере Курнас.

Вечерело. Мы возвращались на восток по "старому шоссе". Дорога петляла по горам между деревнями и рощами. Внезамно мы догнали стадо овец. Барашки бодро трусили по асфальту и не думали уступать нам дорогу. Некоторое время мы ехали за стадом, однако вскоре этот темр начал раздражать. Марина прибавила скорости, и медленно, но настойчиво начала их "прессовать". Барашки с блеяньем расступились, и мы, наконец, смогли их обогнать. Лишь тогда мы заметили своеобразного пастуха, маленького коротконогого пса, который деловито бежал впереди стада. Иногда он останавливался и проверял, все ли подопечные успевают за его бодрым шагом. Думаю, что хозяин стада дорожит своим смышлёным помошником.

На обратном пути заскочили в Ретимно. Просто для галочки. Симпатичный приморский город, со своей собственной средневековой крепостью, очень фотогеничный. Рядом с крепостью обнаружил памятник "Девушка с кинжалом". Бронзовая Афродита стоит в сени пальм и потрясает одновременно своей обезоруживающей наготой и страшным оружием в руке. Вот такой парадокс. А ещё в Ретимно совсем рядом стоят православные храмы и мечеть, образец толерантности и терпимости. Респект, имо.