вторник, 3 августа 2010 г.

Крит 10. День 2. Пещера Зевса, Краси.

Во второй половине дня было принято решение отправиться в глубь острова. Главной целью был обозначен Диктеон Андрон, или Пещера Зевса.

Зевсу не очень повезло с отцом. Папаша Кронос знал, что его дети превзойдут его в силе и могуществе, поэтому, не желая пользоваться контрацептивами, решал проблему по-иному. Всех своих новорожденных детей, которых с гордостью приносила ему супруга Рея, он проглатывал. Каннибалистические наклонности мужа сильно тревожили Рею, и в конце концов она решила схитрить. Она отправилась на Крит, схоронилась в глубокой пещере и там разрешилась сыном - Зевсом. Затем она отнесла Крону искусно завёрнутый в пелёнки камень, и Крон, проглотил его, ничего не заметив. Пьяный был, наверно. Зевс же воспитывался на Крите, под неусыпным надзором неких демонов - куретов. А кормила его коза Амалфея.

Когда же он вырос, он пришёл к отцу и заставил изрыгнуть своих проглоченных братьев и сестёр (не хотел бы я видеть эту картину). Затем молодое поколение пошло на отца войной, победило его и заперло вместе со сторонниками в тартар. Зевс воцарился на Олимпе и женился на родной сестре Гере, всё как у наших монархов.

Однако вернёмся в наше время. Мы погрузились в машину и рванули в глубь острова, по горным дорогам. Вообще дороги, проложенные в горах очень живописны, но столь же и опасны. Туристы ездят по этим трассам хоть и медленно, но невнимательно, постоянно отвлекаясь на природные красоты, местный же народ гоняет по горным тропам как по шоссе, будто бы и не замечая крутых поворотов и робко жмущихся к обочинам туристов.

Обочины дорог очень опасны. Зачастую за краем дороги - обрыв в несколько метров высотой. Поэтому по краям дороги стоит стальная сетка, которая препятствует особо ретивым фотографам в погоне за лучшим кадром свалиться с обрыва. Кроме того, она ограждает дорогу от горных козлов, которые пасутся на склонах и время от времени пытаются пролезть на дорогу. Встреча с таким рогатым товарищем в сумерках на крутом повороте чревата неприятностями.

Дорога на плато Ласити, где собственно и находится пещера, проходит через посёлок Мохос. Мы въехали в него по главной улице, миновали центральную площадь, заставленную кафетериями, и направились к выезду из деревни. Моё внимание привлёк малец с правой стороны дороги, который сосредоточенно размахивал чёрным пакетом. Я не придал этому значения посчитав, что он хочет выкинуть мусор, метко метнув его в мусорный ящик. Однако, как только наша машина поравнялась с ним, малец с силой швырнул свою ношу прямо в машину и пустился на утёк. Пакет попал аккурат в переднее окно пассажира, раздался мощный звук удара. Я стремглав выскочил из машины и попробовал догнать умника. Чисто поговорить, рассказать про Маяковского и его нетленное произведение "Что такое хорошо и что такое плохо". К сожалению, поймать его мне не удалось, малец скрылся в узких улочках деревни. Я вернулся к машине; оторопевшая Марина осматривала стекло. Я наклонился и поднял злополучный пакет. Оказалось, что снарядом послужила под завязку набитая булыжниками матерчатая сумка. К чести автомобиля, он стойко выдержал удар, мы не смогли обнаружить даже следа трещин на стекле.

Мы поехали дальше. Я обдумывал инцидент, и всё больше склонялся к мнению, что нам ещё крупно повезло. Ведь будь окно машины открыто, камни влетели бы прямо в салон, мне или Марине в голову. Надеюсь, местные жители, с которыми я обсудил происшествие в Мохосе, смогут втолковать пацану и его родителям, что как-то некрасиво получилось с гостями острова

Скоро мы выехали на плато Ласити, один из немногих относительно ровных участков на острове. Ласити - это настоящая житница острова. Плодовые сады, оливковые рощи, виноградники и поля протянулись здесь на километры. Туристов встречалось крайне мало, по пути попадались в основном грузовики и трактора фермеров. Вскоре мы нашли огромный указатель на пещеру Зевса, а рядом с ним - таверну с площадкой. Хозяйка таверны предложила нам сока и с сожалением сказала, что в пещеру мы вряд ли успеем, экскурсии заканчиваются к 8 часам вечера. От сока мы вежливо отказались и поспешили к пещере. Стрелка указателя направила нас вверх, по выложенной булыжником дорожке. Дорожка плутала среди деревьев, время от времени на пути попадались скамейки для притомившихся путников. Рядом с основной дорожкой проходит тонкая тропа, щедро посыпанная навозом. По ней трудолюбивые ослики за небольшую плату довозят ленивых туристов до входа в пещеру. Нам ослики, однако, не повстречались. В процессе подъёма выяснилось, что Антон не разделяет наше желание успеть в пещеру. Ребёнок наотрез отказался идти вверх, поэтому я оставил его с мамой, а сам рванул вверх по дорожке.

Хозяйка таверны была права. Вход в пещеру оказался на замке. За неимением лучшего объекта для съёмки, я пофотографировал замок и окрестные пейзажи, и отправился вниз, к семье. Жаль конечно, что так и не удалось увидеть колыбель Зевса, но - будет что посмотреть в другой раз.

Уже в автомобиле я вспомнил, что где-то рядом должна находиться деревня с говорящим названием Краси ( в переводе - Вино). А в ней - громадный платан, возраст которого оценивается в полторы тысячи лет. В моей душе всегда жил юннат, я быстро уговорил жену посетить деревню с говорящим именем. И вот мы уже едем по живописной горной дороге, и любуемся из окон автомобиля на окрестности, ярко раскрашенные заходящим солнцем.

В Краси мы добрались уже на закате. Найти платан оказалось делом простым - он стоял в самом центре деревеньки и являлся точкой притяжения для всех и вся. Вообще, в любом греческом посёлке найдётся такое место - центральная площадь с кафенионом, где в конце дня собираются местные жители, чтобы за чашкой кофе или чего покрепче провести несколько приятных часов в компании друг друга. Нередко такой кафенион располагается под деревом, создающим приятную прохладу. Лоренс Даррелл в "Горьких лимонах" назвал его "деревом безделья", ибо любого, присевшего под его кроной человека мысли о работе покидают сразу и надолго. В Краси роль "дерева безделья" исполняет платан. Этот исполин просто огромен. Он таких невероятных размеров, что его с трудом обхватывает несколько человек. Ни одна фотография не в силах передать его величины, ведь ствол - это только небольшая часть этого гиганта, а в объектив влезает только ствол. Вершину же дерева венчает шикарная крона шириной в несколько десятков метров, густо покрытая листьями. Мы с удовольствием сфотографировали старика - платана и посидели в его гостеприимной тени. Ещё в Краси есть какие-то источники с минеральной водой, но испить из них воды мы не рискнули. Наверное, если бы приехали в полдень, то были бы похрабрее.

В Херс мы возвращались уже другой дорогой, ехать вновь через Мохос почему-то не хотелось. В Херсе впервые испробовал гиросы, местный фаст-фуд (кстати, находится прямо напротив отеля), прямой конкурент Макдональдса. Гирос - это такая круглая лепёшка (в переводе с греческого гирос означает круглый), в которую завёрнуты картошка-гриль, жареное мясо и всякого разного по вкусу. Что-то похожее на шаурму, мне очень понравилось. Вечер скоротали на балконе за бутылочной вина , заботливо спрятанной в рюкзаке и незаконно пронесённой на территорию отеля. За неспешной беседой вино как-то быстро закончилось, и жена отправила меня за второй бутылкой. Чтобы не выглядеть в глазах работников подозрительно, я с собой рюкзачок с путеводителем. Купил вино, упаковал в рюкзачок, взял в руки путеводитель и твёрдой походкой (по крайней мере, мне так казалось) направился обратно в отель. Я надеялся, что работник на ресепшене обязательно подумает: вот примерный турист, вышел в полночь в город чтобы купить путеводитель. Что подумал работник на самом деле - я так и не узнал. Честно - не очень-то и интересно, когда рядом - тёмная тёплая ночь, луна и отличное греческое вино.